Обязательный минимум содержания образования по информатике (проект)

Это -- проект новых образовательных минимумов по информатике (опубликован в "Учительской газете")

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение информатики должно предоставить учащимся возможность:

  • получить представления о возможных источниках информации, способах ее поиска; приобрести опыт получения информации из различных источников;
  • анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные схемы;
  • переводить информацию в личные знания для использования в своей деятельности; использовать информацию для принятия самостоятельных решений;
  • использовать информацию для создания информационных моделей (схема, таблица и др.) объектов и процессов; приобрести опыт создания простых информационных объектов
  • познакомиться с техническими средствами приема, передачи, хранения и обработки информации: аудио-видео, СД ресурсы, радио, телевидение, телефон (при наличии оборудования);
  • получить общее представление о компьютере, правилах поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере (при наличии оборудования);
  • осуществлять компьютерный поиск ключевых слов в текстах, поиск информации на компакт-дисках; создавать (конструировать) на компьютере несложные информационные объекты (при наличии оборудования).

Обязательный минимум содержания образования

Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения. Иллюстрации. Аудио и видеозаписи.

Источники информации. Наблюдения. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, аудио-видеозаписи и др.

Организация информации. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение. Каталог. Справочники.

Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема искомой информации. План поиска. Оценка информации.

Применение информации. Создание новых информационных объектов. Обмен информацией.

Информационные модели. Описание предметов, действий. Рассуждение. Схемы.

Технические средства приема, передачи, хранения и обработки информации . Аудиовидео, СД ресурсы. Радио, телевидение, телефон. Компьютер и его составные части. Правила поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере.

Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации на компакт-дисках. Создание на компьютере информационных объектов (текстов, изображений).

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение информатики должно предоставить учащимся возможность:

  • получить представление об управлении процессами, обратной связи, автоматическом и программном (компьютерном) управлении, о принципах программного управления физическими объектами; строить простейшие программы формальных исполнителей с использованием базовых конструкций: выбора (ветвления), повторения, именования;
  • использовать и строить цепочки, деревья и таблицы для описания объектов информатики, классификации информационных объектов, и выбора действий, получить представления о построении математических моделей игровой деятельности;
  • получить представление о материальных и информационных моделях, их свойствах; знать основные этапы построения моделей, иметь представление о способах оценки моделей, иметь опыт построения компьютерной визуализации моделей объектов и процессов.
  • освоить стандартные массовые средства работы с информационными объектами (текст/гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация, динамические (электронные) таблицы), создавать и редактировать их с помощью стандартных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • пользоваться на базовом уровне компьютером и типовым периферийным оборудованием (сканер, цифровая камера, принтер, мультимедийный проектор), стандартным компьютерным графическим интерфейсом,;
  • понимать специфику информационных систем массовой и индивидуальной коммуникации (почта, телефон, Интернет), уметь искать сведения, пользуясь информационными ресурсами библиотек, Интернета,
  • получить представления о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации, информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы с информационными объектами; о информационной безопасности общества и личности, необходимости самоограничения человека, живущего в условиях избытка информации;

Обязательный минимум содержания образования

Теоретическая информатика

Имя и значение. Логические значения. Операции "Все", "Существует", отрицание. Свойства. Классификации.

Цепочки (конечные последовательности) в описании объектов информатики, в том числе – естественных и искусственных языков. Таблицы как способ представления информации. Деревья возможностей, классификации, выбора действий, предков, потомков, ссылок, подзадач, формул. Древовидная система хранения информационных объектов (система вложенных «папок» файловой системы). Игры с полной информацией, дерево игры. Поиск стратегии выигрыша.

Действия и команды. Обратная связь. Исполнители, система команд исполнителя. Программа. Прямое и программное управление информационными и физическими объектами. Построение программ для решения задач в графической среде, выбор, повторение, присваивание значения имени в ходе выполнения программы. Имена программ. Разбиение задачи на подзадачи.

Материальные и информационные модели, свойства моделей. Дискретное представление объектов и процессов. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Количественная и качественная оценка модели, адекватность объекту и цели моделирования. Компьютерные модели физических процессов, процессов в экономике и экологии, их визуализация.

Информационные технологии и средства информатизации

Процессор, память, внешние устройства. Способы хранения непрерывной и цифровой (дискретной) информации. Хранимая программ, пошаговое выполнение, взаимодействие между устройствами, шина передачи данных. Интерфейс пользователя. Работа на клавиатуре.

Оценка объемов информации (текст, звук, рисунок, видео). Оценка скорости передачи и обработки информации.

Принципы построения информационных систем вещания (телевидение, радио, газета), информационные ресурсы Интернет. Использование средств индивидуальной коммуникации (почта, телефон, электронная почта в Интернет).

Средства и способы работы с информационными объектами (текст/гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация, динамические/электронные таблицы). Этапы создания информационных объектов. Фиксация объектов и процессов окружающего мира в информационных объектах. Поиск, отбор информационных объектов.

Деятельность с информационными объектами: создание, обработка (редактирование), передача другому (создание и проведение выступлений, размещение информационных объектов в Интернет), в рамках различных областей образовательного процесса. Использование информационной среды школы, Планирование и организация индивидуальной и коллективной деятельности с использованием средств ИКТ.

Социальная информатика

Восприятие и обработка информации человеком, понимание. Человеческая память. Порог восприятия и порог различения. Шкала интенсивности (громкости, яркости).

Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Правовые и этические нормы информационной деятельности. Информационная безопасность. Информационная экология.

СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение информатики должно предоставить учащимся возможность:

  • развить представления об управлении процессами, обратной связи, автоматическом и программном (компьютерном) управлении, о принципах программного управления физическими объектами; строить несложные программы формальных исполнителей с использованием базовых конструкций: выбора (ветвления), повторения, именования;
  • получить представления о материальных и информационных моделях, их свойствах, рассуждать об адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования; освоить основные этапы построения моделей, получить представление о способах оценки моделей, приобрести опыт построения компьютерной визуализации моделей и процессов в области физики, экономики и экологии;
  • уверенно владеть стандартными массовыми средствами работы с информационными объектами (текст/гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация, динамические (электронные) таблицы), создавать и редактировать их с помощью стандартных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • свободно пользоваться компьютером и типовым периферийным оборудованием (сканер, цифровая камера, принтер, мультимедийный проектор), стандартным компьютерным графическим интерфейсом;
  • понимать специфику информационных систем массовой и индивидуальной коммуникации (почта, телефон, Интернет), уметь искать сведения, пользуясь информационными ресурсами библиотек, Интернета, осознанно пользоваться технологиями личной коммуникации (презентации) при подготовке и выполнении выступлений, технологиями размещения информации в Интернете;
  • быть знакомы с основными шагами процедуры разработки информационных объектов и систем, иметь личный опыт этой работы на примере решения задач развития/поддержания информационной среды образовательного учреждения;
  • получить представления о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации, информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы с информационными объектами; о информационной безопасности общества и личности, необходимости самоограничения человека, живущего в условиях избытка информации.

Обязательный минимум содержания образования

Теоретическая информатика

Управление процессами, обратная связь, автоматизированное управление, использование компьютера. Исполнители. Команды исполнителя. Прямое и программное управление объектами. Понятие алгоритма, его свойства и способы записей. Исполнение алгоритма. Программа. Построение программ для решения задач в графической среде, присваивание значения имени в ходе выполнения программы. Рекурсия.

Цепочки (конечные последовательности) в описании объектов информатики, в том числе – естественных и искусственных языков. Деревья классификации, выбора действий, предков, потомков. Древовидная система хранения информационных объектов (система вложенных «папок» файловой системы). Игра с полной информацией, дерево игры. Стратегия выигрыша.

Модели материальные и информационные, свойства моделей. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Основные этапы построения моделей, формализация. Количественная и качественная оценка модели, адекватность объекту и цели моделирования. Компьютерные модели процессов в экономике и экологии, их визуализация. Компьютерные модели физических процессов.

Информационные технологии и средства информатизации

Основные принципы работы компьютера. Процессор, память, внешние устройства. Формирование изображения на мониторе, в проекторе и принтере. Способы хранения информации на машинных носителях. Интерфейс пользователя. Оценка объемов информации (текст, звук, рисунок, видео). Скорость передачи и обработки информации.

Принципы построения информационных систем вещания (телевидение, радио, газета) и индивидуальной коммуникации (почта, телефон, Интернет). Информационные ресурсы Интернет.

Средства и способы работы с информационными объектами (текст/гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация, динамические/электронные таблицы). Деятельность с информационными объектами: создание, фиксация, обработка (редактирование), передача другому (презентационная графика), размещение в Интернет.

Процедуры поиска, сбора, организации информации. Создание информационных объектов (потребность – замысел – проект - прототип – продукт – усовершенствованный продукт).

Информационная среда школы как информационная система: структура, функционирование, проектирование,

Планирование индивидуальной и коллективной деятельности, использование информационных технологий (средства управления проектом). Организация коллективной деятельности с использованием информационных технологий (компьютерная сеть).

Социальная информатика

Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Правовые и этические нормы информационной деятельности. Информационное пространство и индивидуальная коммуникация, их безопасность. Информационная безопасность. Информационная экология.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение информатики должно предоставить учащимся возможность:

  • развить представления об управлении процессами, обратной связи, автоматическом и программном (компьютерном) управлении, о принципах программного управления физическими объектами; строить программы формальных исполнителей с использованием базовых конструкций: выбора (ветвления), повторения, именования;
  • использовать и строить цепочки (конечные последовательности) и таблицы для описания объектов информатики, в том числе – естественных и искусственных языков; использовать и строить деревья (списки) для классификации информационных объектов, выбора действий, описания отношений родства; работать с древовидными структурами при обращении к файловой системе компьютера;
  • получить представления о материальных и информационных моделях, их свойствах, рассуждать об адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования; освоить основные этапы построения моделей, получить представление о способах оценки моделей, приобрести опыт построения компьютерной визуализации моделей и процессов в области физики, экономики и экологии; получить представления о построении математических моделей игровой деятельности, выигрышных стратегиях в играх с полной информацией.
  • получить представления об универсальных алгоритмах, сложности вычислений, кодированию и сложности информационных объектов, невозможности и нереальности некоторых алгоритмов, о доказательности правильности алгоритмов; освоить конкретные алгоритмы сортировки и перебора, в том числе описанные рекурсивно.
  • уверенно владеть стандартными массовыми средствами работы с информационными объектами, создавать и редактировать их с помощью стандартных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • свободно пользоваться компьютером и типовым периферийным оборудованием (сканер, цифровая камера, принтер, мультимедийный проектор), стандартным компьютерным графическим интерфейсом;
  • понимать специфику информационных систем массовой и индивидуальной коммуникации (почта, телефон, Интернет), уметь искать сведения, пользуясь информационными ресурсами библиотек, Интернета, осознанно пользоваться технологиями личной коммуникации (презентации) при подготовке и выполнении выступлений, технологиями размещения информации в Интернете;
  • использовать правила защиты информации и средств информатизации от возможного проникновения вирусов, уметь использовать антивирусные программы.
  • получить знакомство с основными шагами процедуры разработки информационных объектов и систем, накопить личный опыт этой работы на примере решения задач развития/поддержания информационной среды образовательного учреждения; планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом,
  • получить представления о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации, информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы с информационными объектами; о информационной безопасности общества и личности, необходимости самоограничения человека, живущего в условиях избытка информации.
  • овладеть информационными технологиями, математическими моделями и социальными аспектами информатики в приложении к профилю обучения.

Обязательный минимум содержания образования

Теоретическая информатика

Основные информационные процессы и их свойства, количественная оценка информации. Автоматизированное управление, обратная связь. Использование компьютера.

Исполнитель. Команды исполнителя. Прямое и программное управление объектами. Понятие алгоритма, его свойства и способы записей. Выполнение алгоритмов. Программа. Построение программ для решения задач в графической среде, присваивание значения имени в ходе выполнения программы. Рекурсия.

Имя и значение. Логические значения. Операции "Все", "Существует", отрицание. Свойства. Классификации. Таблицы.

Цепочки (конечные последовательности) в описании объектов информатики, в том числе – естественных и искусственных языков. Деревья классификации, выбора действий, предков, потомков. Древовидная система хранения информационных объектов (система вложенных «папок» файловой системы). Игра с полной информацией, дерево игры. Стратегия выигрыша. Вероятность и случайность в описании реальности.

Моделирование как метод научного познания. Модели материальные и информационные, свойства моделей. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Основные этапы построения моделей, формализация. Количественная и качественная оценка модели, адекватность объекту и цели моделирования.

Алгоритмы. Алгоритмическая сложность информационного объекта. Оценка сложности вычисления.

Математические модели и алгоритмы: алгоритмы сжатия информации, алгоритмы перебора вершин дерева, оптимизационные задачи, интервальный анализ, разностные уравнения. Математические модели экономических, экологических и физических процессов, их программная реализация.

Информационные технологии и средства информатизации

Основные принципы работы компьютера. Процессор, память, внешние устройства, хранимая программа, шина. Формирование изображения на мониторе, в проекторе и принтере. Способы хранения информации на машинных носителях. Интерфейс пользователя. Работа на клавиатуре.

Оценка объемов информации (текст, звук, рисунок, видео). Скорость передачи и обработки информации.

Принципы построения информационных систем вещания (телевидение, радио, газета) и индивидуальной коммуникации (почта, телефон, Интернет). Информационные ресурсы Интернет.

Средства и способы работы с информационными объектами (текст / гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация, динамические/электронные таблицы). Деятельность с информационными объектами: создание, фиксация, обработка (редактирование), передача другому (презентационная графика), размещение в Интернет.

Процедуры поиска, сбора, организации информации. Разработка информационных объектов. Информационная среда школы как информационная система: структура, функционирование, проектирование,

Планирование индивидуальной и коллективной деятельности, использование информационных технологий (средства управления проектом). Организация коллективной деятельности с использованием информационных технологий (компьютерная сеть).

Восприятие и обработка информации человеком. Порог восприятия и порог различения. Шкала интенсивности (громкости, яркости).

Физические и технические основы современных информационных технологий (полупроводниковый переход, триггер, лазерная запись, жидкие кристаллы, радио и оптоволоконная связь). Представление данных в компьютере. Операционные системы и прикладные программы.


[Минимум Б][Программа экзаменов][Требования к уровню знаний]
[Титульная страница][Информатика и ИТ]
Hosted by uCoz