Информатика и информационные технологии

© М.Е. Крекин, 1999, 2002

Глава 4
Два способа кодирования изображения

§4.2

Растровые изображения очень хорошо передают реальные образы. Они замечательно подходят для фотографий, картин и в других случаях, когда требуется максимальная "естественность". Такие изображения легко выводить на монитор или принтер, поскольку эти устройства тоже основаны на растровом принципе. Однако, есть у них и ряд недостатков. Растровое изображение высокого качества (с высоким разрешением и большой глубиной цвета) может занимать десятки, и даже сотни мегабайт памяти. Для обработки их нужны мощные компьютеры (но и они нередко "задумываются" на десятки минут). Любое изменение размеров неизбежно приводит к ухудшению качества: при увеличении пикселы не могут появиться "из ничего", при уменьшении -- часть пикселов будет просто выброшена.

Но есть другой способ представления изображений -- объектная (или векторная) графика. В этом случае в памяти хранится не сам рисунок, а правила его построения (то есть, например, не все пикселы круга, а команда "построить круг радиуса 30 с центром в точке (50, 135) и закрасить его красным цветом"). Быстродействия современных компьютеров вполне достаточно, чтобы перерисовка происходила почти мгновенно. На первый взгляд, все становится гораздо более сложным. Зачем же это нужно?

Во-первых, и это самое главное, векторное изображение можно как угодно масштабировать, выводить на устройства, имеющие любое разрешение, -- и всегда будет получаться результат с наивысшим для данного устройства качеством. Ведь картинка каждый раз "рисуется заново", используя столько пикселов, сколько возможно.

Во-вторых, в векторном изображении все части (так называемые "примитивы") могут быть изменены независимо друг от друга, Любой из них можно увеличить, повернуть, деформировать, перекрасить, даже стереть -- остальных объектов это ни коим образом не коснется.

Наконец, даже очень сложные векторные рисунки, содержащие тысячи объектов редко занимают более нескольких сотен килобайт, т.е. в десятки, сотни, а то и тысячи раз меньше аналогичного растрового.

Но почему, если все так хорошо, векторная графика не вытеснила растровую? Сам принцип ее формирования предполагает использование исключительно объектов с ровными четкими границами, а это сразу выдает их искусственность. Поэтому, область применения векторной графики довольно ограничена: это чертежи, схемы, стилизованные рисунки, эмблемы и другие подобные изображения14.

Контрольные вопросы

  1. Какие два способа кодирования изображения вам известны? На чем они основаны?
  2. Перечислите преимущества и недостатки этих способов. Каковы в связи с этим сферы применения того и другого?

Примечание

  1. Заметим еще, что возможны проблемы при выводе векторных изображений. Принтер может "не понимать" какой-то команды, содержащейся в описании рисунка, и тогда этот объект, а то и весь рисунок, напечатан не будет

[Предыдущая страница][Содержание][Следующая страница]
[Титульная страница][Новости][Макинтош][Информатика и ИТ][Об авторе]
Hosted by uCoz